ralph radio › Николай Прохоров о неизбежной смерти радио

RSS

Архивы событий:

Информбюро

Николай Прохоров о неизбежной смерти радио

Мы являемся свидетелями не только рождения невиданных ранее вещей и технологий. На наших глазах умирают, пусть и постепенно, многие привычные и, казалось бы, бессмертные спутники человечества. Примеров можно привести много, взять хотя бы «бумажные» письма. Но я хотел бы обратить внимание на медленную смерть радио.

Должен сразу оговориться – речь пойдёт не о технологии как таковой, а о тех самых радиостанциях, которые вы, может быть, ещё иногда слушаете – УКВ и FM. Возможно, мой прогноз покажется вам излишне категоричным, но я даю им ещё лет 10 нормальной жизни максимум. Их последующее состояние можно констатировать не иначе, как смерть.

Не могу сказать, что этот факт у меня вызывает что-либо похожее на грусть – это естественный отбор, обусловленный велением времени. О радио я, извините за каламбур, знаю не понаслышке – около 7 лет занимал не последние должности на различных по формату радиостанциях и, конечно, был их слушателем. Иногда вынужденным.

Нетрудно догадаться, что станет главной причиной смерти радио – его просто никто не будет слушать. Соответственно, в радиоэфире не будет рекламы, у радиостанций денег и всё. Останется, может быть, пара станций и то – для оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.

Признаки смертельной болезни налицо уже сегодня и слышны, если можно так выразиться, невооружённым ухом. Прежде всего, это отсутствие какого-либо развития содержательной части вещания: программы, ведущие и даже реклама не только застыли на месте и топчутся несколько лет, но и активно деградируют. Ничего нового не появляется вообще. И не может, потому что всё уже было.

Наверняка, вам приходилось слышать от кого-нибудь: столько радиостанций, а слушать нечего. Так оно, на самом деле, и есть. Нынешнее радио будто бы поставило перед собой цель самоуничтожиться, причём слушателя отгоняют от приёмника самыми радикальными методами: обилием примитивной рекламы и бесконечными повторами. Есть, разумеется, исключения, но это капля в море.

Как ни странно, в этом «радиоболоте» ещё и появляются новички, которые пытаются конкурировать с «монстрами» копируя их, но изначально проигрывая во всём вплоть до качества звука. Про регионы, плотно захваченные сетевыми станциями, и говорить нечего – ждать оттуда чего-то нового бессмысленно. Так же, впрочем, как и из Москвы.

Вы заметили, что из эфира уходит человеческая речь? Это тоже симптом смертельной болезни. Убедившись, что от ди-джея, кроме никому не нужных объявлений названий песен и глупых натужных шуток, ждать нечего, руководство радиостанций всё чаще отказывается от речи, используя схему «рекламный блок – пара песен – рекламный блок».

Но музыка крутится на большинстве радиостанций одна и та же. Музыканты, которым надоели запреты с мотивировкой «неформат» стали делать исключительно формат, и вот этот стандарт теперь навязывается слушателю.

При этом у аудитории в последнее время есть масса возможностей найти и полюбить что-то своё, вкусы всё больше разнятся, поэтому попасть каким-то стандартом в большинство уже мало возможно, а в будущем этого уже никому сделать не удастся.

Обратите внимание и на то, что по планете победно шагает тот же формат МР3 – всё, что хочешь, записал и слушай безо всякой рекламы и ди-джеев – просто слушай своё. Скачай из Сети, купи на «Горбушке» и слушай – зачем радио-то?

Та самая целевая аудитория, на которую, так сказать, ориентируется современная радиостанция – молодые энергичные с деньгами и автомобилями, – уже давно купила себе CD-ченджер и FM не слушает вовсе. Таким образом, музыка становится исключительно индивидуальной, а радио запросы аудитории удовлетворить не в состоянии, потому что это невозможно.

Немногочисленные информационные станции, которые в основном слушает неплатежеспособное старшее поколение, привыкшее узнавать правду из «голосов», можно вообще не упоминать. Их рейтинг ничтожен, и на что и зачем они существуют, решительно непонятно. Здесь тоже ничего нового не возникает и не может возникнуть.

Проводное же радио скончается вместе со своими, пусть многочисленными, но пожилыми слушателями. Более того, я сам видел очередь пенсионеров выстроившуюся, чтобы отказаться от проводного радио – оно дорожает, и старики не могут себе позволить такую «роскошь».

Или вот простой вопрос: когда вы в последний раз включали радио, чтобы послушать ту или иную программу? Уверен, большинство затруднится дать точный ответ. Потому что нет таких программ. Концерт по заявкам? Увольте.

Таким образом, мы приходим к выводу, что уже сегодня радио негде и незачем слушать. Действительно, где? Дома есть телевизор, музыкальная аппаратура, компьютер, наконец. На работе почти та же ситуация. В машине? Возможно, но я слушаю за рулём CD.

Хорошо, а зачем слушать радио? У тех, кто любит музыку, она и так имеется на разных носителях. Ничего такого, что нельзя было бы купить, по радио не крутят. Новости? Разве что репортажи о терактах. Для новостей имеются телевизор, Интернет и газеты. Может, радио поможет развлечься? По-моему, российское радио не умеет смешить вообще.

Если вы ещё не убедились, в близости смерти радио, приведу ещё один факт. Так называемое радиосообщество ведёт в эфире и прессе кампанию «Выбери радио!», направленную на привлечение рекламодателей. Думаете, такие вещи делаются от хорошей жизни?

Рынок радиорекламы «заморозился» по одной причине: телевидение стоит немного дороже, но разница в эффективности по сравнению с радио колоссальная. А попытка кампанией привлечь деньги говорит о глубоком кризисе.

Кроме того, сама радиореклама за последние десять лет не изменилась – прогресса никакого, да его и быть не может. Это значит, что вскоре из радиоэфира уйдёт последний рекламодатель, станции останутся без денег, как следствие – ещё хуже, и это конец.

Радио уже не может дать слушателю ни-че-го: либо предлагаемое у него уже есть, либо он при желании это может получить, либо ему это не нужно. Чаще всего, третий вариант. А как же рейтинги? – спросите вы. Если вам интересно, можете посмотреть «Комкон», но я лично в рейтинги не верю, так как здесь замешаны большие деньги.

Вывод. Радио умирает, и конец его близок. Конкуренции с телевидением, прессой, Интернетом (где имеется своё радио) и «индивидуальной музыкой» оно не выдержит. Развиваться некуда. Потолок достигнут. Всё, что осталось – катиться вниз по наклонной к неминуемой гибели. Вы слушаете радио? Я нет. Думаю, когда радио покинет этот мир, никто этого и не заметит.

Статья взята тут

Комментируйте: